ФЭНДОМ

Star

Ban-1

Инструмент администраторов

Блокировка, или бан[1][2], — доступный некоторым привилегированным группам участников инструмент, позволяющий лишить участника большинства доступных ему прав. Основное назначение — борьба с нарушениями.

Характеристика Править

Блокировка фактически лишает участника всех прав, связанных с изменением содержимого вики. Участник теряет возможность редактировать статьи, а также права зарегистрированного или автоподтверждённого — переименовывание страниц, загрузка файлов, чат, создание вики и так далее.

Блокировка может быть локальной — действующей только на вики, где выдана блокировка. Обычно выдаётся местными администраторами. Процедура блокировки прозрачна, и все участники могут видеть причины, исполнителя, журналы. Так как при блокировке участник сохраняет свою идентичность и всё так же может войти в свой аккаунт даже с той вики, где и был заблокирован, то остаётся возможным обратиться к администратору под своим именем на этой же или другой вики, и, самое главное, править на всех остальных проектах.

Глобально заблокированный участник

Заглушка во вкладе глобально заблокированного участника

Более серьезной является блокировка, действующая на всех вики ФЭНДОМА без исключения, — глобальная. Выдать и снять её могут только помощники, сотрудники ФЭНДОМА, а также VSTF. Все они, тем не менее, пользуются ей не далеко не всегда, по возможности стараясь обойтись локальной блокировкой. Обычно отдельные IP-адреса и диапазоны также не блокируются глобально. В целях безопасности[3] процедура скрытна: обычные участники не могут видеть ни причины, ни исполнителя, ни даже сроков. Интересно, что при глобальной блокировке местные администраторы видят элементы её управления, но смысла от использования нет. При глобальной возможно написать в Contact для того, чтобы обжаловать блокировку, её сроки или уточнить причину блокировки[4].

Причины блокировки Править

Причины для блокировки различны: большинство из них характерны для всех википроектов, но некоторые более автохтонны или применимы к единичным ситуациям.

Наиболее типичные нарушения, служащие причиной блокировки:

Более экзотические причины (для локальных блокировок):

  • блокировка по собственному желанию (используется и для сокрытия со списков лидеров достижений);
  • самолюстрация (самоблокировка) администратора;
  • взлом учётной записи;
  • ошибочная или тестовая блокировка;
  • блокировка в результате акта административного вандализма;
  • бессмысленная или надуманная блокировка, обычно выдаётся из личной неприязни, при конфликтах или с целью троллинга.

Чисто технически блокировку можно осуществить и вообще без какой-либо причины, однако фактически ни один администратор не имеет права (в рамках ФЭНДОМА) лишать пользователей доступа к вики просто так.

Получение блокировки Править

На крупных вики участник, как правило, получает блокировку лишь после получения одного/нескольких предупреждений от администрации проекта, однако иногда она устанавливается сразу — последнее вполне оправданно при рецидиве и вопиющих нарушениях (например, вандализме).

Если заблокированный желает принести извинения и досрочно вернуть себе доступ к редактированию, он должен действовать обдуманно и аккуратно:

  • Прежде всего уточните причину у администратора. Будьте готовы к тому, что тот имеет право отказать в помиловании, если причина достаточно адекватна.
  • Если внятного ответа не поступает или озвученная причина выглядит неадекватной/надуманной, попробовуйте наладить связь с другими администраторами.
  • Если на проекте присутствует лишь один активный администратор либо остальные также игнорируют сообщения, обратитесь за помощью к помощникам или сотрудникам ФЭНДОМА.

Прежде всех этих действий есть смысл просто попробовать извиниться. В некоторых случаях администрация даёт нарушителю шанс исправиться, снижая временной срок блокировки. Более же подробно об этом можно прочитать в блоге участника Kuzur’ы на Вики Сообщества.

Блокирование Править

Ban-3

Выбор срока бана

Администраторы могут заблокировать любого участника с помощью страницы Служебная:Block. Это делается в несколько этапов:

  • Прежде всего требуется указать IP анонима или ник зарегистрированного участника, которому выдаётся блокировка.
    • Можно (хотя не рекомендуется без особой необходимости) блокировать целые IP-диапазоны нарушителей. Прежде всего, IP-адрес представляет собой уникальный идентификатор устройства (клиента) в Интернете и присутствует у каждого его пользователя. IP-адрес существует в двух сильно различающихся вариантах: IPv4 и IPv6. Первый имеет формат вида 127.0.0.1 или 255.255.255.255, второй — 2001:0db8:85a3:0000:0000:8a2e:0370:7334. IP-адрес также может быть динамическим и статическим. Основное отличие — первый может измениться в любой момент, второй же обычно не меняется вовсе. Часто провайдеры и организации используют адреса из предопределённого их пула, чем и объясняется принцип действия блокировки: возможно разом перекрыть часть или даже все IP-адреса. С другой стороны, подобные действия опасны тем, что пострадать могут и вполне добросовестные участники, поэтому пользоваться блокировкой диапазона нужно обдуманно.
      • Итак, IP-адреса разделены на множество блоков меньших размеров (раздроблены). Примером IPv4 может быть блок 5.179.0.0 — 5.179.0.255 (диапазон для IPv4 всегда идёт от 0 до 255). С использованием CIDR-суффикса их можно разбить на большие или меньшие блоки. Чем больше суффикс, тем меньше адресов он покрывает. В теории наименьший суффикс, имеющий практическое применение, — 4, но на ФЭНДОМЕ применить его невозможно ввиду того, что он запросто перекроет большую часть IP-адресов (268 435 456 адресов), отключив множество участников.
      • На ФЭНДОМЕ обычно используется суффикс /16: например, 148.50.0.0/16 забанит все адреса в диапазоне от 69.208.0.0 до 148.50.255.255 (то есть 65 536 адресов). Для IPv6 действуют иные, более сложные правила. Минимальным возможным суффиксом является /19.
  • Далее следует настройка срока бана, по умолчанию доступны варианты: 2 часа, 1 день, 3 дня, 1 неделя, 2 недели, 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год и бессрочно.
    • Администраторы могут редактировать страницу MediaWiki:Ipboptions, чтобы изменить доступные по умолчанию сроки.
    • Если ни один из вариантов по умолчанию блокирующего не устраивает, можно выбрать вариант «Другое время:» и ввести в графу ниже:
      • продолжительность блокировки на английском с использованием цифр и слов second (-s) ‘секунда’, minute (-s) ‘минута’, hour (-s) ‘час’, day (-s) ‘день’, month (-s) ‘месяц’, year (-s) ‘год’, infinite ‘бессрочно’;
      • или дату окончания блокировки в формате «год-месяц-число час: мин по UTC-0» (всё цифрами), например 2017-06-15 12:15.
  • В заключение указывается причина: её можно выбрать из списка или ввести самостоятельно в окошко ниже. Следует помнить, что причина должна быть чёткой и понятной, чтобы к ней не возникало вопросов.
    • Так же как и сроки, список стандартных причин редактируется: для этого служит сообщение MediaWiki:Ipbreason-dropdown.
  • Когда всё сделано, можно также указать дополнительные параметры:
    • отключить у участника возможность оставлять сообщения на своей стене, когда он или она заблокирован;
    • автоматически блокировать используемые участником IP-адреса (по умолчанию включено);
    • добавить в список наблюдения личную страницу участника и его страницу обсуждения.

Для глобальных блокировок используется отдельный инструмент, структура которого в настоящее время не афишируется, хотя ранее и была доступна страница справки о нём.

Ban-2

Табличка во вкладе заблокированного

Забаненный пользователь сохраняет доступ к чтению текстов, однако лишается возможности вносить какой-либо вклад: оставлять сообщения (может только на своей стене, если это не запрещено блокирующим), публиковать комментарии, редактировать статьи, загружать изображения и так далее.

После осуществления блокировки во вкладе участника появляется соответствующая табличка, где указан ник администратора, который выдал бан, а также срок блокировки и её причина. Если блокировка глобальная, в табличке отмечается только сам факт выдачи, без причины и срока.

См. также Править

Примечания Править

  1. В контексте ФЭНДОМА термин «блокировка» часто считается более официальным, нежели «бан»; именно он используется в документации MediaWiki или справке ФЭНДОМА.
  2. В речи участников ФЭНДОМА «бан» нередко подразумевает конкретно опцию бана в чате. Всё зависит от контекста.
  3. Forum:Global Block Log
  4. Блог «Что делать, если вас заблокировали»