ФЭНДОМ

Star

Ban-1

Блокировка

Блокировка, или Бан[1][2] — доступный администраторам и бюрократам инструмент, позволяющий лишить участника возможности совершать правки на вики. Используется в основном как средство борьбы с нарушениями, хотя при склонности администрации к диктатуре порой (вопреки правилам ФЭНДОМА) выдаётся с иными целями.

Блокировка может быть:

  • локальной — действующей только на вики, где выдана блокировка
  • или глобальной — действующей на всем пространстве ФЭНДОМА, выдать и снять ее могут только участники с правами помощника, сотрудника ФЭНДОМА и VSTF (они также способны блокировать участников, скрывая имя исполнителя блокировки)

Причины блокировки Править

Причины для блокировки различны: большинство из них характерно для всех википроектов, но некоторые более автохтонны или применимы к единичным ситуациям.

Наиболее типичные нарушения, за которые выдаётся бан, таковы:

Более экзотические причины (для локальных блокировок):

Чисто технически блокировку без последствий осуществляется и вообще без какой-либо причины, однако фактически ни один администратор не имеет права (в рамках ФЭНДОМА) лишать пользователей доступа к вики просто так.

Получение блокировки Править

На крупных вики участник, как правило, получает блокировку лишь после получения одного/нескольких предупреждений от администрации проекта, однако иногда она устанавливается сразу — последнее вполне оправданно при рецидиве и вопиющих нарушениях (например, вандализме).

Если заблокированный желает принести извинения и досрочно вернуться себе доступ к редактированию, он должен действовать обдуманно и аккуратно:

  • Прежде всего уточните причину у администратора. Будьте готовы к тому, что тот имеет право отказать в помиловании, если причина достаточно адекватна.
  • Если внятного ответа не поступает или озвученная причина выглядит неадекватной/надуманной, попробовуйте наладить связь с другими администраторами.
  • Если на проекте присутствует лишь один активный администратор либо остальные также игнорируют сообщения, обратитесь за помощью к Fandom Helper или Fandom Staff.

Прежде всех этих действий есть смысл просто попробовать извиниться. В некоторых случаях администрация даёт нарушителю шанс исправиться, снижая временной срок блокировки. Более же подробно об этом можно прочитать в блоге участника Kuzura на Вики Сообщества.

Блокирование Править

Ban-3

Выбор срока бана

Администраторы могут заблокировать любого участника с помощью страницы Служебная:Block. Это делается в несколько этапов:

  • Прежде всего требуется указать IP анонима или ник зарегистрированного участника, которому выдаётся блокировка.
    • Можно (хотя не рекомендуется без особой необходимости) блокировать целые IP-диапазоны нарушителей, подставляя в конец IP CIDR-суффикс. На ФЭНДОМЕ обычно используется суффикс /16: например, 148.50.0.0/16 забанит диапазон адреса 148.50.255.255. Более подробно см. англоязычную справку MediaWiki.org.
  • Далее следует настройка срока бана, по умолчанию доступны варианты: 2 часа, 1 день, 3 дня, 1 неделя, 2 недели, 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и бессрочно.
    • Администраторы могут редактировать страницу MediaWiki:Ipboptions, чтобы изменить доступные по умолчанию сроки.
    • Если ни один из вариантов по умолчанию блокирующего не устраивает, поставьте «Другое время:» и введите в графу ниже свой срок в формате «год-месяц-дата час:мин по UTC-0» (всё цифрами). Например, 2017-06-15 12:15.
    • Если из Ipboptions было убрано значение «бессрочно», его также легко подставить с помощью другого времени: просто вместо цифр напишите в той же графе infinite.
  • В заключение указывается причина: её можно выбрать из списка или ввести самостоятельно в окошко ниже. Следует помнить, что причина должна быть чёткой и понятной, чтобы к ней не возникало вопросов.
    • Так же как и сроки, список стандартных причин редактируется: используйте MediaWiki:Ipbreason-dropdown.
  • Когда всё сделано, можно также указать дополнительные параметры:
    • Отключить у участника возможность оставлять сообщения на своей стене, когда он или она заблокирован;
    • Автоматически блокировать используемые участником IP-адреса (по умолчанию включено);
    • Добавить в список наблюдения личную страницу участника и его страницу обсуждения.

Для глобальных блокировок используется отдельный инструмент, структура которого в настоящее время не афишируется, хотя ранее и была доступна страница справки о нём.

Ban-2

Табличка во вкладе заблокированного

Забаненный пользователь сохраняет доступ к чтению текстов, однако лишается возможности вносить какой-либо вклад: оставлять сообщения (может только на своей стене, если это не запрещено блокирующим), публиковать комментарии, редактировать статьи, загружать изображения и так далее.

После осуществления блокировки во вкладе участника появляется соответствующая табличка, где указан ник администратора, который выдал бан, а также срок блокировки и её причина. Если блокировка глобальная, в табличке отмечается только сам факт выдачи, без причины и срока.

См. также Править

Примечания Править

  1. В контексте ФЭНДОМА термин «блокировка» часто считается более официальным, нежели «бан», хотя за пределами хостинга лишение доступа к аккаунту почти всегда называют именно «баном».
  2. В речи участников ФЭНДОМА «бан» нередко подразумевает конкретно опцию бана в чате. Всё зависит от контекста.