ФЭНДОМ

Star

Вандализм — манера поведения участника, направленная на повреждение, разрушение или порчу информативной целостности как страниц, так и всего проекта.

Участников, которые практикуют вандализм, называют вандалами.

Описание Править

Вандализм является серьёзным нарушением и на большинстве вики карается блокировкой. В какой-то степени вандалы являются неотъемлемой частью викижизни практически любого, сколько-нибудь крупного, проекта: они могут появляться как на заброшенных вики, так и на активно развивающихся — во втором случае их нарушения обычно быстро пресекаются и потому не привлекают большого внимания.

Зачастую вандалы по определению не являются конструктивными участниками и используют вики исключительно для порчи статей, хотя иногда вандалом может стать и в прошлом обычный участник. Встречаются даже комбинирующие вандализм с полезным вкладом, правда такой стиль поведения редко позволяет избежать блокировки.

Не следует путать термин вандализм с просто глупыми или низкокачественными правками; во время осуществления вандальной правки участник осознаёт, что не приносит пользы вики (или во всяком случае, не ставит цель принести пользу), тогда как глупая правка обычно осуществляется с намерением помочь. Кроме того, вандализм обязательно предполагает ярко выраженную порчу статей, тогда как глупая правка обычно просто заключается в добавлении не слишком необходимой статье информации.

Иногда авторизированные вандалы осуществляют свои деяния, используя виртуалов или обходя блокировки с помощью прокси, но в распоряжении ФЭНДОМа есть инструменты, позволяющие раскрыть истинный IP участника. Зачастую вандалы действуют по одиночке, хотя известны и случаи организованных вандальных атак на конкретные сайты.

Причины вандализма Править

Причины, по которым участник начинает заниматься вандализмом, могут быть очень разными. Наиболее распространённые из них следующие:

  • Тест и проверка возможностей вики — многие неопытные участники становятся вандалами ненамеренно, а просто желая проверить, действительно ли каждый может править статьи википроектов. Обычно тестовые вандальные правки носят однократный характер и не приносят вики большого вреда.
  • Желание поиграться или посмеяться над участниками википроекта — не менее часто встречается и вандализм с целью развлечься. Такие вандалы обычно не ограничиваются просто добавлением в статьи нецензурных выражений или удалением содержимого страниц, часто они относятся к своим деяниям как к искусству и постоянно стараются необычно преобразить статьи, добавляя в них что-то глупое, абсурдное или смешное (или же устроить на вики целый погром, прибегая к более агрессивным методам вандализма — например, дятлингу). Иногда такой способ нарушений становится заразительным — если участнику начинают нравиться свои вандальные правки, у него появляется желание вандалить ещё и ещё.
  • Привлечение внимания — многие пользователи, чувствуя нехватку внимания (она может проявляться как в рамках викимира, так и в жизни в целом), желают привлечь его к себе путём вандализма. В отличие от развлекающихся вандалов, такие могут вандалить и более просто, например, добавляя в статьи нецензурную лексику. Многие подобные вандалы очень любят, когда им пишут оскорбительные сообщения (ведь некоторые малоопытные конструктивные участники неспособны адекватно воспринимать вандалов), просят не вандалить и тому подобное. В таком случае вандал отвечает троллингом или оскорблениями.
  • Месть — некоторые участники могут очень агрессивно воспринимать конфликты или другие разногласия с другими пользователями и по этой причине вандализировать написанные своими соперниками по конфликту статьи или созданные ими википроекты. Мстительный вандализм может использоваться как средство ведения «борьбы» во время крупного конфликта. В особо тяжёлых случаях участник может «мстить» целому проекту (например, если его там заблокировали).

Разновидности Править

Вандализм имеет очень много видов и подвидов, но они все так или иначе направлены на порчу википроекта. Ниже представлена общая классификация методов вандализма, однако в действительности отдельные вандалы могут использовать и иные способы навредить проекту. Кроме того, иногда вандал может использовать и сразу несколько методов одновременно.

Обычные Править

Вандализм

Яркий пример классического вандализма

  • Классический вандализм (также Детский вандализм, Граффити) — наиболее простой и в то же время распространённый вид вандализма. Заключается в замене текста содержимого страниц на абсурдную, глупую или бессмысленную информацию, нецензурные и/или оскорбительные выражения.
Хитрый вандализм

Пример хитрого вандализма

  • Хитрый вандализм (также Мистификационный вандализм) — данный тип вандализма зачастую непросто заметить, поскольку вандал-мистификатор не «бьёт» напрямую. Обычно такой вандализм заключается в умышленной замене некоторых дат, параметров, значений или чисел на собственные (например, участник заменяет 1987 год на 1986), после чего администраторам приходится сначала всё перепроверять, и они не успевают быстро остановить вандала.
Долбление

Пример дятлового вандализма

  • Дятловый вандализм (также Долбление, Редиректо-ренеймовый вандализм) — один из наиболее опасных видов вандализма. Вандал-дятел постоянно переименовывает страницы сайта, при этом создавая множество разорванных перенаправлений и невозможность нормального прочтения статей. Иногда в случае дятлового вандализма приходится прибегать к помощи VSTF или помощников для отката последствий. Обычно вандализм дятлов автоматизирован.
  • Технический вандализм — довольно редкая разновидность вандализма, применяющаяся только опытными вандалами. Заключается в умышленной порче шаблонов и страниц других редко проверяемых, но важных, пространств имён.
  • Удаление содержимого страниц — в отличие от всех предыдущих видов, данный не несёт за собой добавления каких-либо вандальных фраз или предложений. При этом типе вандализма вандал стремиться удалить часть или весь текст из статей на вики. В принципе, с этим вандализмом очень легко бороться, и он не сильно представляет опасности для проекта.
  • Спам и реклама — заключается в добавлении на все страницы сайта, а иногда и на страницы обсуждения ссылки на другие нередко вредоносные сайты или рекламу чего-нибудь. Часто спамеры также прибегают к помощи спам-ботов, что значительно усложняет борьбу с вандализмом. Часто спам рассматривается не как подвид вандализма, а как отдельное нарушение.
  • Забивание счётчика правок (также Статпад, Статпадинг) — данный вандализм, в принципе, не приносит много вреда, но мешает свободно пользоваться страницами недавней вики-деятельности и свежих правок. Обычно заключается во внесении бессмысленных правок на одной и той же странице, причём после каждой правки следует её отмена (т. н. самооткат). После «обработки» одной страницы обычно следуют вторая, третья, четвёртая и т. д. Чаще всего это делается, чтобы заработать достижения. Так же как и спам, статпад чаще относят к отдельной разновидности нарушений.

С использованием статусов Править

Zurava4

Акт административного вандализма и его откат

  • Вандализм откатов — участник тем или иным образом получает на вики статус откатчика, после чего начинает массово отменять и откатывать правки других участников. Данная разновидность вандализма довольно редкая и при наличии активного администратора легко устраняется.
  • Модераторский вандализм — участник тем или иным образом втирается в доверие и получает флаг модератора чата/обсуждений/контента или просто каким либо образом получает доступ к аккаунту другого модератора, после чего устраивает в чате/форуме на вики погром. Этот вандализм требует долгой подготовки и обычно легко устраняется, делая этот вид вандализма редким и непрактичным.
  • Административный вандализм — хитрый и злой вид вандализма, когда участник тем или иным образом получает на вики флаг администратора, после чего обычно он блокирует других участников и удаляет статьи. С административным вандализмом легко бороться только при наличии на вики активного бюрократа, в противном случае, рекомендуется обращаться к помощникам либо к VSTF.
  • Бюрократический вандализм — очень редкий, но один из самых опасных видов вандализма. Участник добивается получения прав бюрократа, после чего блокирует всех администраторов и выдаёт флаги бюрократов сообщникам-вандалам. Единственный верный способ бороться с таким вандализмом — обращаться к помощникам или сотрудникам либо к VSTF.

Борьба с вандализмом Править

Блокировка вандала

Блокировка вандала

Борьба с вандализмом входит в число стандартных обязанностей любого локального администратора. Основные действия, которые применяются для устранения вандалов, следующие:

  • В первую очередь, если вики посетил вандал, требуется заблокировать его. Несмотря на то что в других ситуациях рекомендуется сначала выслать нарушителю предупреждение и попытаться найти более мирный способ решения проблемы, при обнаружении явного вандализма подобная снисходительность не требуется: в 90 % случаев вандалы не намерены прекращать свои нарушения.
    • Если вандал редактирует анонимно, не рекомендуется блокировать IP на очень долгий период, так как этот же IP может принадлежать и другим участникам.
  • Если вандалом были созданы новые страницы, их нужно обязательно удалить.
  • Затем необходимо отменить или откатить все его деструктивные правки в уже существующих статьях при помощи истории редактирований.
  • Если вандал обходит блокировку с помощью нового IP может потребоваться блокировка диапазона (для этого при блокировке укажите в графе «IP-адрес или имя участника» первые два числа IP вандала [обычно они не меняются даже при обходе блокировки], а вместо остальных чисел подставить нули и прибавить в конец /16 — например, используйте 11.222.0.0/16 для блокировки диапазона вандала с адресом 11.222.255.255). Блокировки диапазонов не рекомендуется устанавливать на долгий период, так как это может помешать редактированию другим участникам, правящим в том же диапазоне.
  • Если вандалы часто редактируют какую-то определённую статью, возможно, имеет смысл поставить на неё защиту.
  • Эффективным средством защиты от серийных вандалов является фильтр злоупотреблений, который подключается по запросу при условии наличия серьёзных проблем с нарушителями.

Чем быстрее вандальная атака будет пресечена, тем меньше вреда она принесёт. Писать вандалу сообщения с текстом вроде «как тебе не стыдно», оскорблять его или тем более пытаться вандализировать его профайл или его википроекты категорически не рекомендуется. Если вы не являетесь администратором проекта, лучше просто напишите о вандале любому из администраторов, и тот сам заблокирует его.

Если даже администратору становится сложно бороться с каким-то вандалом (например, если он постоянно обходит все блокировки и приносит вики много вреда), он может обратиться к VSTF — специально уполномоченным участникам, обладающим рядом расширенных инструментов для борьбы с вандализмом. Также VSTF могут содействовать помощники и сотрудники.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики