ФЭНДОМ

Star

Sockpuppet-mugshot

Ручная марионетка — символ кукловодства

Кукловодство (реже Твинководство или Виртуаловод[че]ство) — выдача собственного дополнительного аккаунта, т. н. виртуала (твинка, куклы[1]), за учётную запись несуществующей (выдуманной) личности[2].

Не запрещено условиями использования ФЭНДОМа, однако может расцениваться как локальное нарушение.

Причины Править

Цели использования виртуалов могут быть очень различными, но в большинстве своём они направлены либо на причинение вреда проекту (какому-то конкретному участнику), либо на получение некоей личной выгоды. Наиболее распространённые из целей:

  • Обход установленной на основной аккаунт блокировки, в том числе глобальной (в последнем случае подпадает под глобальное нарушение);
  • Осуществление нарушений (вандализма, спама, флуда, троллинга и так далее) без причинения вреда репутации основного аккаунта;
  • Виртуал-метапаппет: имитация поддержки собственного мнения (например, чтобы укрепить позицию по определённому вопросу, которую кукловод высказал из-под основного аккаунта, он может создать виртуалов, которые выскажутся в его поддержку);
  • «Накрутка» голосов в различных голосованиях (например, на конкурсах, на голосованиях по назначению на определённые статусы);
  • Тайное возвращение на проект после имитации ухода основного аккаунта (обычно связано с напряжёнными отношениями с участниками проекта, но не всегда);
  • Виртуал-батискаф: сокрытие личной информации (например, если участник хочет присоединиться к проекту, где он имеет плохую репутацию);
  • Слежка или наблюдения за поведением определённых участников, чаще всего в чате. Такой метод может использоваться и в положительных целях, для отлова нарушителей, но может и в корыстных — для сбора «компромата» с целью отомстить или поиздеваться над участником, для обнаружения секретной информации участников проектов-конкурентов и так далее.

Виртуалы могут создаваться на очень разные сроки, существуют как виртуалы-однодневки, так и те, которые используются достаточно долго или даже постоянно. Очень долго скрываемые куклы именуются «элитными виртуалами».

Методы Править

Виртуал

Виртуал, зарегистрированный для вандализма

Принцип кукловодства довольно простой: ввиду отсутствия ограничений на создание аккаунтов с одного устройства пользователь попросту регистрирует ещё одну учётную запись. Нужно всего лишь: подобрать никнейм, придумать пароль и зарегистрировать новый email. Трудности могут возникнуть только в том случае, если на IP наложена блокировка — тогда нарушителю потребуются знания специальных методов обхода.

После создания виртуала внесение вклада продолжается (конкретные действия зависят от конечной цели), а «несамостоятельность» куклы тщательно скрываться.

На самом деле, лишь действительно хитрым и осторожным кукловодам, кто умеет мало привлекать к себе внимание и красиво лгать при необходимости, удаётся в течение продолжительного периода оставлять свои дополнительные аккаунты в тайне. В большинстве же случаев обман раскрывается (возможно чистосердечное признание) или, по крайней мере, появляются подозрения. Причина в основном в слишком плохой маскировке. Простой пример: если псевдо-новичок появляется в чате сразу после бана флудера, у остальных ожидаемо возникают сомнения. То же происходит, когда он, никогда не делав правки, вдруг развёрнуто высказывается в голосовании/обсуждении для опытных участников.

Другая распространённая ошибка заключается в самокопировании: схожие увлечения, взгляды, аватары, профайлы, стиль вклада, привычки — всё это сразу бросается в глаза тем, кто уже был знаком с кукловодом ранее. Причём важна «золотая середина»: попытки создать полную противоположность себя с ярко выраженным отторжением своей идеологии («зеркальное отражение») также обречены на провал.

Борьба Править

Проверка участника

Проверка участника (воссозданная копия инструмента)

Проблематика борьбы с кукловодством сводится к тому, что наказание возможно только по факту обнаружения виртуала, которое зависит не только от бдительности участников, но и от умения нарушителя маскироваться. Хотя на некоторых вики считается приемлемой блокировка на основе голых предположений, для официального признания тождественности двух аккаунтов нужны доказательства:

  • Чистосердечное признание кукловода (во избежание провокаций рекомендуется также дождаться ответного признания от куклы[3]);
  • Если пункт выше не выполняется — проверка IP, которая осуществляется помощниками/сотрудниками ФЭНДОМа, как правило, по их же инициативе (реже по запросу, если он хорошо аргументирован) и исключительно для выявления тождественности нарушителей. Иными словами: если кукловод ничего не нарушил ни под основным, ни под дополнительным аккаунтом, проверки не проводится.

Поскольку использование нескольких «учёток» не запрещено условиями использования, глобальной блокировки за это просто так не выдаётся. Тем не менее бан может быть выдан, если кукловодство используется как средство осуществления описанных в УИ нарушений или вандализма.

Интересные факты Править

Sock Puppet Star

Эмблема кукловедчества

  • В 2009 году на вневикийном проекте Викиреальность[4] была придумана специальная «наука» о виртуалах — кукловедчество[5]. Группа участников создала собственный автономный проект для исследования виртуалов, техники создания и сокрытия таковых, однако особых успехов не было — всё ограничилось несколькими статьями про общие термины и известных (вне ФЭНДОМа) кукловодов.

Примечания Править

  1. Встречаются и более экзотические названия: мульт, паппет, сокпаппет, марионетка, клон, мурзилка и др.
  2. Иногда термин «кукловодство» трактуется как создание допаккаунтов в любых целях, в том числе для тестирования, бота, распределения вклада, «прозапас» и всех остальных случаев, не попадающих под вредоносную деятельность.
  3. Случаи, когда два участника умышленно выдают себя за куклу и кукловода, практически не встречаются.
  4. Посвящён Интернету, в том числе википроектам.
  5. Автономный проект «Кукловедчество» на Викиреальности

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики