ФЭНДОМ

Star

Обсуждения Широкоформатный монитор

ПК-версия обсуждений

У этого термина есть и другие значения, см. Обсуждение.

Обсуждения (англ. Discussions[1]) — расширение, призванное заменить форум.

Анонс расширения вызвал невиданную волну критику, вылившуюся в написание петиций об отмене его ввода на многих языковых порталах ФЭНДОМА.

История Править

Обсуждения доступны на всех платформах

Плакат, демонстрирующий мультиплатформенность обсуждений

Подробная информация о новом расширении появилась к началу марта 2016 года. Разработчики отослали крупнейшим вики предложения протестировать обсуждения, но пока не в качестве полноценной замены форума — хотя это сразу было обозначено конечной целью, — а лишь как приложение к нему. Среди согласившихся русскоязычных проектов были The Elder Scrolls Wiki[2], Энциклопедия Five Nights at Freddy's[3], Angry Birds Wiki[4], Warframe Wiki[5], Убежище[6] и другие. 12 марта 2016 на Community Central появилась справка, детально описывающая обсуждения[7]. Впоследствии её перевели на центральные вики других языков.

Тогда перед пользователями ещё не было готового продукта: инженеры занимались активной разработкой, тестируя и внося изменения разного характера. Более активные анонсы появились в августе и сентябре 2016. Так, с 10 августа начали принимать заявки на создание мобильных приложений для крупных вики — помимо прочего, все приложения включили в себя новые обсуждения[8]. 26 августа все вики, где было подключено расширение, получили уведомление об обновлении инструмента[9], подразумевавшее добавление категорий, возможность настраивания дизайна и не только.

8 сентября 2016 прозвучало официальное заявление: обсуждения, которые теперь можно заказать по запросу в Contact, в ближайшем будущем сместят «новый» форум, что будет удалён со всех википроектов (старые темы перенесут в обсуждения)[10]. Основными преимуществами обсуждений были названы мультиплатформенность и возможность интеграции в поиск.

«В отличие от Форума, Обсуждения работают одинаково хорошо на всех платформах. Вы можете зайти в Обсуждения с вашего компьютера, планшета или мобильного телефона. Обсуждения задуманы как платформа, на которой вы можете поделиться своим энтузиазмом и радостью с другими фанатами. Редактирование статей на вики на даёт таких возможностей: статьи основаны на сухих фактах и достоверной информации, и в них нет места слухам, догадкам и иногда даже спойлерам. Например, новый фильм «Изгой-один. Звёздные войны: Истории» выходит в декабре, и Вукипедия просто не может добавить в статью информацию, которой пока нет, но ведь фанатам «Звёздных войн» уже не терпится обсудить предстоящий фильм!»
 
Источник: Выдержка из официального блога

В созданной «Справка: Обсуждения/FAQ» тогда же появилась информация о том, что в дальнейшем все расширения общения с использованием тем (то есть комментарии и стены обсуждений) планируется в будущем заменить платформой, на которой разработаны обсуждения[11]. Классический форум («старый»), как сообщалось, останется нетронутым и по-прежнему будет доступен.

В настоящее время расширение автоматически подключается на новые википроекты, где заменяет форум. На «старых» вики расширение может соседствовать с форумом (Гравити Фолз Вики) или отсутствовать вовсе (Викии Вики). 11 августа 2017 был опубликован блог о технической возможности переноса сообщений форума в обсуждения[12]. Там же приведена цифра 80 % — на стольких вики обсуждения уже подключены. Цифра только растёт, так как создаются новые вики с уже подключенным обсуждениями, а некоторые «старые» всё же мигрируют в обсуждения.

Ещё через 7 дней, 16 августа 2016 года была представлена новая группа волонтёров — модераторы обсуждений ФЭНДОМА[13]. Задачей группы является оказание помощи сообществам в целях организации обсуждений. Волонтёры помогают вики, если на ней активны Обсуждения, но нет администратора или администраторы не интересуются обсуждениями, если у администратора не хватает времени, чтобы реагировать на запросы участников обсуждений, или если сообществу просто нужна поддержка с обсуждениями.

Достижением 2017 года, что коснулось в том числе и обсуждений является ускорение загрузки страниц вики[14]. Сообщается, что сайт в целом стал загружаться куда быстрее, чем раньше (46% для страниц на компьютере). Инженеры планируют заняться вопросом производительности и дальше, касаясь изображений и рекламы.

Описание Править

Обсуждения Мобильная версия или Очень узкий монитор или Большой шрифт

Обсуждения в мобильной версии, а также при узком мониторе или увеличенном шрифте

Обсуждения расположены отдельно от самой вики, по адресу http://<название>.wikia.com/d/f (например, http://ru.fallout.wikia.com/d). Ранее адрес был в куда менее удобном формате http://<название>.wikia.com/d/f/CityId (например, http://ru.gravityfalls.wikia.com/d/f/744464), где 744464 является идентификатором вики.

Не будучи созданными на движке MediaWiki, они не могут быть открыты по внутренней ссылке, не поддерживают викиразметку и многие другие возможности, будь то JavaScript, CSS или уведомления. Технически ядро движка обсуждений схоже с ядром форум-платформы Huddler, которой также владеет ФЭНДОМ[15]. До октября 2017 года внешний вид и взаимодействие с участниками (фронтенд) обеспечивались сервисом Mercury[16], а в настоящее время для этого используется отдельный сервис.

Внешне обсуждения — это непрерывная стена тем или обсуждений, к каждой из которых можно публиковать комментарии или сообщения, каждое из которых можно оценивать или репостить в социальных сетях. Темы непрерывной их стены подгружаются постепенно, однако после возврата к стене с отдалённых тем текущая позиция не сохраняется и может возникнуть необходимость снова листать страницу. В отличие от форума, темы и сообщения может оставлять любой зарегистрированный, но не анонимный участник. Заголовок ограничен 70 символами (их отсчёт ведётся прямо в редакторе). Объём текстов же не ограничен. К темам можно добавлять категории (только если администраторы создали уникальные категории). Разделение на главные темы, как в нынешнем форуме, отсутствует. Уже существующие записи можно лайкать, поднимая их оценку, правда, в отличие от форума, имена это сделавших не отображаются.

Несмотря на то, что, в отличие от форума история правок тем или ответов не видна, она на самом сохраняется. На данный момент информацию можно запросить через поддержку ФЭНДОМА. Предполагается, что в будущем история станет общедоступной. Известно, что одна из самых запрашиваемых участниками функций — викиразметка с её функциями выделения и структурирования текста — сейчас находится в состоянии разработки. Отсутствует ещё одна часто необходимая функция форумных оповещений. Участникам предлагается пользоваться уголком сообщества.

К сообщениям можно добавлять ссылки и изображения[17]. Процесс происходит проще, чем на вики: достаточно вставить полную ссылку или перетащить изображение. Добавленная ссылка при этом переносится в нижнюю часть сообщения, прикрепляясь к нему. К ссылке добавляется кратка информация со статьи, и поэтому в самом тексте ссылка может отсутствовать. Ни ссылка, ни изображение на вики не учитываются.

Обсуждения новый редактор

Экспериментальный редактор

Обсуждения опросы

Пример созданного опроса

В некоторых обсуждениях доступно создание опросов. В отличие от таковых на вики, эти опросы создаются визуально, и голосовать в них можно только один раз. В отличие от обычных с обновлением от 14 мая 2018 года[18] они также стали отображать количество проголосовавших за определённый вариант. Можно сказать, что куда более безопасны для проведения важных голосований, как голосований за статусы, поскольку требуют создания новой учётной записи для дачи голоса и предоставляют возможность верификации оного. Также существует новый, эксперементальный формат редактора, где предлагается четыре доступных составляющих записи: текст, ссылка, изображение и опрос. При нажатии на символ редактор автоматически предлагает добавить выбранный элемент.

Касательно социальной стороны вопроса, активность в обсуждениях действительно часто если не больше, то по меньшей мере такая же, как и на форуме. Одной из причин успеха в этом плане являются мобильные приложения, с которыми обсуждения интегрированы. Читателям предлагается пообщаться с другими поклонниками любимого фэндома, обсудить его вселенную, что и происходит в итоге. С другой стороны, при этом лента обсуждений превращается в ленту социальной сети, когда участники (читатели) не совсем корректно понимают предназначение и возможности вики. Возникает ситуация, когда активные редакторы и просто читатели оказываются изолированы друг от друга.

Дизайн Править

На мобильных устройствах, а также узких мониторах или при увеличенном шрифте текст сообщений занимает почти весь экран: рядом присутствует лишь небольшое верхнее меню для сортировки (сначала популярные/сначала последние, все категории/определённые категории) и прочих настроек, а скин автоматически меняется на мобильный. Более широкие экраны ПК позволяют увидеть немного видоизменённое локальное навигационное меню вики (количество статей и кнопки «Создать», «Кабинет администратора», «Недавняя вики-деятельность» заменены на количество сообщений и список активных участников в виде их аватаров). Цветовая схема обсуждений автоматически подстраивается под цвет проекта.

Модерация Править

Модерация обсуждений

Удаление и закрытие

  • Администратор или модератор обсуждений вправе убрать нарушающее правила сообщение или всю тему целиком, нажав по трём точкам (опция «Больше») в правом верхнем углу и выбрав опцию «Удалить запись». В отличие от форума, удалённые записи скрываются от обычных участников так, что они могут и не догадываться об их присутствии. При выборочном удалении ответов это может привести к искажению посыла участника и в целом выставить пользователя в дурном свете.
    • После удаления запись останется видной модераторам и администраторам, она также будет отображаться серым шрифтом с красным треугольником в вверхнем левом углу. В правом углу же находится символ коризны, позволяющий одним нажатием восстановить запись.
      • В блоке с категориями можно выбрать опцию, скрывающую уже удалённые темы, — «Скрыть удалённые».
    • Имеется возможность вычистить все оставленные одним участником сообщения за раз. Для этого нужно открыть «Больше» → «Посмотреть все записи от» и в открывшемся списке выбрать «Удалить всё».
  • Модераторы и администраторы могут отредактировать запись, удалить прикреплённое изображение или ссылку, а также изменить категории. Видеть имя отредактировавшего будут только привилегированные участники. Читатели будут видеть надпись «(отредактировано администраторами)», но не более того.
  • Также можно закрыть (или снова открыть) обсуждение, то есть запретить оставление к нему новых комментариев.
  • Чтобы все участники знали, что разрешается публиковать, составляются правила обсуждений. Они расположены по адресу http://<название>.wikia.com/d/g и по умолчанию заполнены стандартным текстом, но могут быть отредактированы.
  • Если обычный пользователь заметит вредоносное сообщение, он может с помощью тех же трёх точек сообщить о нарушении. Имя сообщившего о нарушении видно только администрации, они же видят подозрительные сообщения, отмеченные оранжевым треугольником вверу записи. При нажатии опции «Показать только нуждающийся в проверке контент» модератор или администратор увидит все сообщения, на которые была подана жалоба.
Обсуждения исследования

Исследования: самые активные участники

  • Администрация может использовать исследования, расположенные по адресу http://<название>.wikia.com/d/m/insights/p, для определения самых продуктивных пользователей. В исследованиях показан топ активных участников в трёх категориях: количество написанных тем и сообщений, количество сообщений о нарушениях и количество предпринятых администрацией действий. Инструмент предоставляет статистику за последние 30 или 90 дней. Был представлен в январе 2017 года[19].

Критика Править

Петиция против Обсуждений

Зачёркнутый плакат обсуждений

По мнению ФЭНДОМА, форум в текущем виде обладает двумя основными недостатками: несовместимость с мультиплатформенностью и невозможность интеграции в поиск. Новый продукт призван исправить эти недостатки.

Однако анонс обсуждений 8 сентября 2016 вызвал огромную волну критики и протестов на крупнейших языковых порталах. За два с половиной дня к блогу (он был написан вечером, если смотреть по московскому времени) про обновление на Community Central было оставлено более 400 комментариев, и практически все негативного характера[20]. Резко отрицательно отозвались о релизе также на русско-[21] и немецкоязычном портале[22].

Основными причинами критики стали:

  • Малонасыщенное оформление, многим показавшееся годным только для мобильных устройств.
  • Отсутствие викиразметки (практически сводит на нет возможность форматирования текста, которое бывает немаловажно на крупных вики).
  • Невозможность поставить на ветку оповещение или отслеживание, получить уведомление об ответе, закрепить сообщение в верху стены.
  • Отсутствие разделения на темы и главные темы, что порождает некоторую хаотичность.
  • Обособленность обсуждений от вики, что порождает невозможность поставить на неё внутреннюю ссылку, усложняет отслеживание и, по мнению некоторых, понижает посещаемость.
  • Возможная угроза исчезновения стен обсуждения, комментариев и чата.
Петиция против Обсуждений на английском

Англоязычная петиция

9 сентября участник англоязычного сообщества TheFoxyRiolu открыл на Community Central петицию об отмене обсуждений и замене ими форума[23]. В тот же день аналогичное событие произошло на французской Centre des Communautés[24], автором выступил ElmetSlots. 10 сентября по инициативе пользователя Лев - черепаха петиция была запущена на русском портале[25], ближе к вечеру (когда уже было набрано множество голосов) сотрудник Vlazovskiy даже включил оповещение на неё. За двое суток подписи оставили более 220 русских, чуть менее 100 англичан и порядка 20 французов, в общей сложности свыше 300 пользователей — абсолютно беспрецедентное число для истории хостинга. К 11 сентября русскую петицию поддержали так много человек, что администрации даже пришлось создать для неё новую тему[26]. Доля противников обсуждений перевалила за 400. 12 сентября к петиции с подачи Kingsvin’а Первого[27] присоединился португальский портал, причём присоединился весьма активно — более 50-ти сторонников только за первый день[28].

Петицию подписало более 500 человек. Тем не менее явно своей позиции ФЭНДОМ не изменил: согласно информации от сотрудника Vlazovskiy, отказываться от разработки расширений компания не намерена[29]. Впрочем, возможно, что процесс перехода на повсеместное использование обсуждений был всё же замедлен, что уже можно считать выигрышом. Также стоит отметить, что, несмотря на всю критику, бета-тест показал значительное увеличение количества регистраций и просмотров на вики с обсуждениями[30].

Интересные факты Править

  • По состоянию на лето 2017 года самые активные обсуждения ФЭНДОМА находились на русской Гарри Поттер Вики: там ежемесячно создавалось более 100 тысяч тем и ответов.
  • При миграции с форума записи сохранят свою HTML-разметку, но лишь до момента первого редактирования[31].
  • Обсуждения — одно из редких расширений, что подстраиваются не под скин, а под размер экрана (окна). Например, достаточно сузить окно браузера на ПК, и перед нами будут Обсуждения, какими они выглядели бы на мобильных устройствах.
    • Язык элементов управления обсуждений, в свою очередь, подстраивается под язык вики, но не участника, что также является редким явлением.

Примечания Править

  1. В английском понятия различаются: обычные обсуждения называются Talks.
  2. Подключение обсуждений на The Elder Scrolls Wiki
  3. Подключение обсуждений на Five Nights at Freddy’s
  4. Подключение обсуждений на Angry Birds Wiki
  5. Подключение обсуждений на Warframe Wiki
  6. Подключение обсуждений в Убежище
  7. Help:Discussions в первоначальной версии
  8. How Your Community Can Get An App
  9. Тема «Обновления Обсуждений» на одной из вики
  10. Introducing Discussions, a New Platform For Engaging Your Community (русский перевод)
  11. Справка: Обсуждения/FAQ русский перевод)
  12. Блог участника: Kuzura/О переносе тем форума в Обсуждения
  13. Блог участника:Kuzura/Новая глобальная группа - модераторы Обсуждений ФЭНДОМА
  14. User blog:Kirkburn/Turbocharging the Mobile Experience
  15. Блог участника: Vlazovskiy/Ценности компании Fandom powered by Wikia: Сообщество
  16. Mercury на Github
  17. Обновление Обсуждений в конце 2017 года
  18. Технические обновления [14.05-17.05] (2018)
  19. Обсуждения: Исследования
  20. Комментарии к блогу на Community Central
  21. Комментарии к блогу на Вики Сообщества
  22. Комментарии к блогу на Community Deutschland
  23. Petition Regarding Discussions
  24. Pétition contre Discussions
  25. Петиция против замены форума обсуждениями
  26. Петиция против замены форума на обсуждения #2
  27. Kingsvin Первый предлагает португальцам и бразильцам участвовать в петиции
  28. Petição referente às Discussões
  29. Официальный ответ от сотрудника
  30. «Обсуждения» —_новая платформа для общения и развития сообщества
  31. Пример на Sonic News Network