ФЭНДОМ

Star

Пример преследования

Пример преследования с целью выпросить разблокировку

Преследование (также Викиста́лкинг или сталкерство, от англ. to stalkпреследовать, подкрадываться) — разновидность нарушения на википроектах, выражающаяся в умышленном нанесении вреда участнику путём различных попыток помешать его вкладу и редактированию на вики.

Участник, занимающийся преследованием, называется преследователем, викиста́лкером или просто сталкером.

Причины Править

В отличие от угроз и оскорблений, преследование крайне редко является взаимным, и в нём обычно можно чётко проследить, кто является сталкером, а кто его жертвой.

Причины, по которым участники начинают заниматься такого рода нарушением, очень различны. Часто от причины зависит и то, каким образом сталкер будет преследовать свою «жертву». Наиболее распространённые из причин таковы:

  • Личная неприязнь преследователя к другому участнику, которая может возникнуть:
    • по личным причинам, не связанным с Фэндомом (например, если пользователи знакомы в реальной жизни);
    • из-за споров или конфликтов на Фэндоме;
    • из-за разногласий во взглядах на те или иные вопросы (например, преследование участников, поддерживающих определённые викиидеологии или идеологии в реальной жизни);
    • из-за расы, национальности, родного языка, места проживания, возраста или религии преследуемого участника.
  • Месть жертве за определённые действия на вики (например, за блокировку или снятие статуса, за вандализм или иные нарушения и так далее);
  • Троллинг, желание просто поиздеваться над любым незнакомым участником;
  • Желание добиться от участника какой-либо информации или совершения определённого действия (например, преследователь может требовать от администратора разблокировки, преследуя его на других вики, где нарушитель не заблокирован).

Преследование также может использоваться как одно из средств ведения борьбы во время конфликтов между участниками.

Разновидности Править

Преследование как нарушение не имеет какой-то единой формы и может выражаться в очень разных действиях. Сталкер может вести себя очень по-разному. Ниже будут описаны наиболее распространённые манеры поведения подобных пользователей. Степень их агрессии во многом зависит от того, чего они хотят — поиздеваться над участником, заставить его покинуть проект или же выпросить у него что-либо.

Классическое преследование Править

Наиболее простой и один из наиболее распространённых способов преследования — это оставление на стене обсуждения жертвы (реже в чате) сообщений гневного или оскорбительного характера. Часто такие сообщения могут включать в себя угрозы и/или различные требования, например, покинуть проект, снять наложенную блокировку и так далее. В некоторых случаях эти требования содержат в себе определённые аргументы (впрочем, далеко не всегда весомые), но нередко они и вовсе отсутствуют, заменяясь просто нецензурной лексикой и/или оскорблениями (в то же время, преследование может происходить и вовсе безо всяческих оскорблений). Так как на одной вики преследователь рискует быть быстро заблокированным, после каждой блокировки нарушитель часто перемещается на другой викисайт, чтобы продолжить оставлять свои сообщения там тому же участнику и с тем же содержанием.

Помимо требований для вынуждения участника покинуть проект или усложнить ему викижизнь, иногда сталкеры могут прибегнуть к выдвижению различных претензий, чтобы показать пользователю, что он не нужен на вики, и его вклад бесполезен. Для этой цели нарушающий начинает отслеживать вклад жертвы и целенаправленно критиковать его правки, причём критика далеко не всегда является обоснованной и чаще выглядит как надуманная или даже глупая. Кроме того, преследователь может оставлять на страницах обсуждения статей жертвы оскорбительные записи, откатывать его правки (в том числе без причины), вставлять в его статьи такие шаблоны как «Stub», «Устаревшая информация», «Стиль» и так далее, выставлять их на удаление. В особо тяжёлых случаях могут осуществляться вандальные атаки на статьи или даже википроекты преследуемого.

Если сталкер пытается преследовать администратора, он может также использовать в качестве критики публикацию различных жалоб на его административные действия, такие как блокировки, удаления статей и так далее; такое преследование обычно носит мстительный характер и характерно для участников, имевших или имеющих определённые разногласия с действующей администрацией.

Косвенное преследование Править

При косвенном преследовании сталкер критикует участника не напрямую, а пытается оклеветать его в глазах других участников или администраторов. Такие преследователи часто публикуют в адрес своей жертвы различные жалобы, нередко надуманные, пытаются помешать его общению с остальными участниками, оскорбляя и обвиняя свою жертву в различных нарушениях или других неправильных действиях, даже если таковые не имели места быть на самом деле. Таким образом преследователь рассчитывает, что мнение о его жертве в глазах викисообщества понизится, и тому станет некомфортно работать на вики. Порой косвенное преследование может использоваться как дополнение к классическому.

В особо тяжёлых случаях нарушителем могут создаваться оскорбительные записи в блоге или темы на форуме в адрес жертвы. Некоторые викисталкеры даже занимаются написанием оскорбительных статей. Правда, такие способы преследования малоэффективны, так как могут быть очень быстро пресечены блокировкой.

Административное преследование Править

Особо опасной, но крайне редкой, разновидностью преследования является административное, когда администратор или другой участник с определёнными флагами начинает наносить помехи обычному участнику. Администратору часто бывает проще заниматься преследованием, так как за счёт высокого положения в сообществе вики ему не так сложно «задавить» жертву и сделать его в глазах остальных участников нарушителем, которому следует покинуть проект.

При административном преследовании могут практиковаться такие методы как умышленный откат всех или значительной части правок жертвы, удаление публикуемых им статей, тем на форуме и записей в блоге, причём часто без наличия на то адекватных причин. Кроме того, администратор может пригрозить участнику баном в чате, блокировкой, снятием определённых наград или привилегий, установленных локальными правилами вики, или даже и в самом деле осуществить эти действия (например, выдать жертве несправедливую блокировку, но не навсегда, а на небольшой период, чтобы, когда участник вернётся, заблокировать его вновь и тем самым разозлить его). В особо тяжёлых случаях администратор сам может стать объектом преследования бюрократа, если тот начнёт угрожать ему снятием статуса.

Тем не менее, несмотря на кажущуюся эффективность этого метода, его использование мало выгодно самому нарушителю, так как если нарушения проявятся, он легко может лишиться статуса и даже попасть под блокировку, ведь нередко крупные нарушения администрации обращают на себя внимание участников в первую очередь.

Борьба с преследованием Править

Преследование запрещено условиями использования Фэндома. Любой википреследователь может с лёгкостью попасть под глобальную блокировку, а также быть заблокированным на любой вики локально. Согласно условиям использования:

«<…> Принимая Соглашение, Вы обещаете не использовать Сервис любым способом, который противоречит Правилам сообщества. Кроме вышеперечисленного, Вы соглашаетесь не использовать Сайт, чтобы:
  • оскорблять, беспокоить, угрожать и запугивать других участников Викия; <…>
»

Если вы оказались жертвой преследователя, рекомендуется в первую очередь никак не реагировать на его сообщения, так как он пишет их только чтобы либо задеть вас, либо добиться от вас чего-либо, чего зачастую на самом деле делать не нужно или даже запрещено. Ни в коем случае нельзя огрызаться, отвечать взаимными оскорблениями или местью — всё это впоследствии может быть использовано против вас. Если вы понимаете, что у сталкера есть конкретная цель (например, вытребовать у вас снятие блокировки или возвращение статуса), и он не использует в своих сообщениях прямых оскорблений, попытаться завести с ним конструктивный разговор можно, но если нарушитель отказывается идти на уступки, рекомендуется просто перестать реагировать на него. Требуется также обязательно отправить жалобу на нарушителя локальному администратору, помощнику или сотруднику Фэндома.