ФЭНДОМ

(По сост. на 5 декабря 2017)

FANDOM Open Source Library — золотая вики англоязычного портала ФЭНДОМА, посвящённая написанию скриптов для википроектов.

История Править

2008 - 2012 Править

3 июля 2008 года Jack Phoenix основал проект и сделал несколько правок в профайле и личном пространстве[1]. Он также отредактировал заглавную, вместе со Skizzerz'ом, который делал 1-2 правки в месяц, а в сентябре и вовсе покинул проект, не сделав ни одной правки в статьях[2]. 7 июля Jack Phoenix создал инфобокс «Extension»[3] и внёс значительные изменения в MediaWiki:Common.css[4]. После этого участник постепенно начал снижать активность. 17 января 2010 года сделал последнюю правку — она была совершена на странице «MediaWiki:AjaxRC/i18n.code.js»[5].

23 сентября 2009 года на вики появился Grunny и внёс небольшое изменение в статью «List of Bot frameworks»[6]. В тот же день участник отредактировал свой профайл. 10 января 2010 года он создал категорию «JavaScript» и добавил в неё существующие статьи о JS-скриптах. 19 января Grunny создал статью «EditIntroButton». 19 сентября участник создал ещё две страницы — «MediaWiki:AjaxBatchDelete/code.js»[7] и «AjaxBatchDelete/en»[8]. 24 февраля 2012 года он присвоил себе статусы администратора и бюрократа. В тот же день Grunny выдал статус «Codeeditor» участнику Pecoes[9].

13 апреля 2012 года Cqm создал свою страницу обсуждения и обратился за помощью с JS-скриптом к Grunny. 6 декабря участник оставил сообщение на странице обсуждения Pecoes'а о скрипте «ArticleFeedback». Спустя четыре дня он создал подстраницу своего профайла с подписью.

2013 - 2016 Править

11 января 2013 года Cqm задал Kangaroopower'у вопрос о скрипте AjaxRC и сворачиваемых частях на странице свежих правок. 18 апреля 2013 года участник предложил назначить нового администратора, однако получил отказ от Grunny[10]. 28 октября 2013 года он запросил статус модератора контента и удаление страницы «MiniComplete/code.js»[11].

С 2012 по 2013 год Grunny присвоил десяти участникам статус «Codeeditor», который выдавался по запросу пользователей[12].

10 апреля 2014 года Cqm создал на форуме тему «Request for adminship - Cqm»[13]. Абсолютно все участники, которые голосовали, поддержали его, и 22 апреля 2014 года Grunny выдал ему статус администратора и Codeeditor, однако Cqm лично убрал последний статус, ссылаясь на дублирование прав[14].

28 мая 2014 года Grunny была создана одна из самых длинных статей на вики — «Lua reference manual»[15]. В тот же день были созданы её подстраницы «Lua reference manual/Scribunto libraries» и «Lua_reference_manual/Standard_libraries».

11 декабря 2014 года участником Deadcoder была создана страница «List of JavaScript enhancements», которая представляла собой навигационную страницу для многих размещённых на JS-скриптов[16]. На тот момент страница имела две большие группы страниц (первая содержала скрипты для упрощения работы на википроектах, изменения дизайна и инструментах для разработчиков, тогда как вторая — для управления пользователями, категориями, файлами, и т.д.).

В июле 2015 года вики подверглась вандализму — стали создаваться вредоносные скрипты, из-за чего Cqm начал массово защищать страницы с кодом, оповестив участников[17].

18 июля 2016 года Grunny сделал последнюю правку на странице «MediaWiki:VevoEmbedder/VevoEmbedder.js» и больше не появлялся на проекте.

Начиная с 2014 года, когда Cqm получил статус администратора, Cqm проложил работу Grunny, по запросу выдавая участникам флаг Codeeditor[12]. Так продолжалось до ноября 2016 года, когда было решено отказаться от использования ранее упомянутого статуса, заменив его модератором контента. После этого началась большая "чистка" в рядах Codeeditor'ов, в результате которой 12 неактивных участников были лишены статуса, а остальные — стали модераторами контента[12].

Текущее состояние Править

На данный момент проект имеет dev, что позволяет причислить его к золотым википроектам. Активность на проекте высокая — каждый день совершаются различные правки как в основном пространстве, так и в MediaWiki. Несмотря на высокую активность, рейтинг WAM равен примерно 70 пунктам, из-за чего вики находится за пределами топ-1000 проектов.

Из расширений на проекте подключены чат, форум, блоги, голосования. Также включена обязательная регистрация для пользователей.

Сейчас на FANDOM Open Source Library есть три администратора (среди них есть один бюрократ) — Cqm, Rappy 4187 и Grunny (бюрократ), но на данный момент Grunny неактивен. Также стоит заметить, что на проекте достаточно много модераторов контента (26 пользователей), и кроме того на проекте проявляют активность участники с глобальными статусами — консулы, модераторы обсуждений ФЭНДОМА, помощники ФЭНДОМА, и многие другие.

Оформление Править

Dev design

Заглавная страница FANDOM Open Source Library

Дизайн вики выдержан в белых, серых и голубых тонах. Фавикон является уменьшенным логотипом ФЭНДОМА. Изображение для фона отсутствует — вместо него используется светло-серый цвет. Заглавная страница изначально была только на английском языке, но начиная с середины ноября 2017 года она стала доступна на нескольких других языках — русском, белорусском, украинском и японском.

Чат Править

Активность в чате на проекте относительно низкая, так как у FANDOM Open Source Library есть свой Discord-сервер, где активность гораздо выше.

Форум Править

На форуме есть раздел, посвящённый новостям проекта, несколько разделов, связанных с помощью при написании скриптов (например, «Code Review» для помощи с оценкой работы скрипта) и «Watercooler» — раздел, где ведётся обсуждение самого проекта. После списка всех разделов можно найти ссылку на старый форум, который на данный момент заархивирован.

Контент Править

FANDOM Open Source Library является «основным местом на ФЭНДОМЕ для людей, которые хотят глубоко погрузиться в написание скриптов»[18]. Подтверждая это заявление, на проекте каждому участнику разрешено свободно редактировать в пространстве имён MediaWiki, что значительно облегчает добавление нового кода для его дальнейшего использования (несмотря на это, проверка JS-страниц не отключена).

Основным языком на проекте является английский, но при этом и статьи, и различные скрипты активно переводятся на другие языки, в том числе и на русский.

На проекте можно найти большое количество справочного материала — шпаргалки по использованию JavaScript и CSS на проектах, список используемых фреймворков для ботов, описание отправки информации о багах, и многое другое.

На данный момент на проекте насчитывается dev, которые можно разбить на несколько больших групп:

Javascript Править

В данной группе находятся статьи, которые описывают использование различных JS-скрипты. Все вместе они создают огромный простор для упрощения работы или добавления новых возможностей на вики как лично для себя, так и для всех пользователей определённого проекта. На страницах о скриптах описывается их сущность, порядок установки и область применения (некоторые скрипты доступны только для личного использования, а некоторые могут применяться только для всех пользователей). Также можно найти информацию о авторах данного скрипта, информацию о том, насколько данный скрипт переведён на другие языки, а также ссылку на сам код в MediaWiki.

Dev article example

Пример статьи

На проекте существует следующая классификация основных видов скриптов[19]:

  • User Tools — для повышения эффективности при обслуживании вики (патрулирование правок, очистка кэша для служебных страниц, отмена вандализма);
  • Page and file management — для удаления, создания, изменения или переименовывания страниц или файлов;
  • Site enhancements — для добавления новых возможностей или для исправления ошибок ранее созданных скриптов;
  • Editing tools — для упрощения редактирования страниц;
  • User management — для управления пользователями;
  • Oasis skin enhancements — для скина Oasis;
  • Talk tools — для улучшения работы форума, страниц обсуждения или комментариев;
  • Chat extensions — для модификации чата;
  • Inadvisable installations — уже устаревшие и/или некорректно работающие скрипты.

CSS Править

В данном разделе содержатся статьи, описывающие CSS, с помощью которого можно изменить отображение различных страниц на вики. Страницы по своей структуре почти не отличаются от страниц из предыдущего раздела (есть описание, инструкция по установке, указаны авторы, и т.д.), но при этом нет явного разделения на группы — все страницы можно найти в общей категории.

Lua Править

Данный раздел посвящён Lua — языку программирования, который был подключён на всех википроектах 13 июня 2014 года[20].

В данном разделе можно найти следующую информацию:

  • Документацию, посвящённую доступным для использования стандартным библиотекам[21] и библиотекам Scribunto[22];
  • Инструкции по созданию своих скриптов;
  • Страницы, посвящённые преобразованию инфобоксов и шаблонов на Lua;
  • Описание модулей, которые можно использовать на википроектах.

Интересные факты Править

  • Большинство крупных википроектов на ФЭНДОМЕ используют скрипты, которые находятся на FANDOM Open Source Library (например, на Викии Вики используются AjaxRC, BackToTopButton, ProfileTags и другие).
  • FANDOM Open Source Library не является центральным википроектом языкового портала, но при этом при первом посещении может предложить перейти на Вики Сообщества.

Галерея Править

Примечания Править

  1. Вклад Jack'а Phoenix'а
  2. Вклад Skizzerz'а
  3. Шаблон «Extension»
  4. Правка в MediaWiki:Common.css
  5. Последняя правка Jack'а Phoenix'а
  6. Правка Grunny на странице List of Bot Frameworks
  7. MediaWiki:AjaxBatchDelete/code.js
  8. AjaxBatchDelete/en
  9. Журнал прав участника Pecoes
  10. Страница обсуждения Grunny
  11. Страница обсуждения Grunny
  12. 12,0 12,1 12,2 Журнал прав участников на Dev Wiki
  13. Forum:Request for adminship - Cqm
  14. Журнал прав участника Cqm
  15. Lua reference manual
  16. История страницы «List of JavaScript enhancements»
  17. Dev Wiki protection and vandalism — Thread:7172 на FANDOM Open Source Library
  18. Заглавная страница для русскоязычных пользователей
  19. Список JS-скриптов
  20. Lua - язык разметки для более быстрых и мощных шаблонов
  21. Описание стандартных библиотек
  22. Описание библиотек Scribunto