ФЭНДОМ

Star

Wikia (скин)

Don't Starve Wiki в Wikia

Wikia (транслит. Ви́киа, также New Wikia Look, Oasis) — основной скин ФЭНДОМА, стоящий у всех участников по умолчанию.

История Править

Создание Править

Блоки для записей о Wikia

Блоки для записей о новом скине, исписанные в процессе разработки

Wikia предшествовал скин Monaco, который идейно был значительно ближе к классическому оформлению википроектов на MediaWiki (Vector и Monobook).

О разработке Wikia было впервые упомянуто 15 июля 2010 года в блоге на Community Central[1], где прозвучало заявление о начале работы по «освежению» внешнего вида хостинга: компания, со слов сотрудницы Sar’ы Manley, поставила цель сделать ФЭНДОМ самым хорошим и самым весёлым способом создания вики. 30 июля 2010 Sannse сообщила, что после нескольких недель обсуждений у дизайнеров уже появились готовые прототипы[2].

17 августа 2010 Sannse опубликовала скриншот итоговой версии Wikia[3]. Рассмотрев его, некоторые участники остались недовольны столь сильными изменениями и попросили сделать новый скин подключаемым опционально, однако хостинг не одобрил эту идею:

«Действительно, хотелось бы обратиться к самому частому вопросу — «почему новое оформление обязательно?» Мы прекрасно понимаем, почему вам бы больше пришлось по душе, если бы это изменение было опциональным: иметь возможность выбора всегда приятно. Но новое оформление — это не просто новый скин-опция, это усовершенствованная версия «Викии». Мы вводим новое оформление по целому ряду причин и тратим на его разработку и поддержку как технические, так и социальные ресурсы, чтобы гарантировать участникам лучшие ощущения от использования сайта, однако мы не можем гарантировать их участникам на старых, неподдерживаемых скинах. Хотя кастомизация и индивидуальность, как нам известно, в сердце у любой крупной вики, мы верим, что проектам «Викии» важно разделять общий фундамент, который будет одинаков для всех участников — как новых, так и старых; как для редакторов, так и для читателей.

У вас будет много времени, чтобы адаптировать свою вики под новый скин. Мы будем внедрять его постепенно, по ходу дела обеспечивая вас помощью. Еженедельно будут публиковаться скриншоты и более подробные сведения о новых расширениях: это даст вам более широкое представление о новом дизайне и ответит на некоторые из вопросов, появившихся в комметариях.

We do want to address the most frequent question: “Why is the new look mandatory?” We completely understand why you would like this change to be optional – it’s always nice to be able to choose. But the new look is not simply a new skin option, it’s the upgraded version of Wikia. We’ve designed it for a number of reasons, and we are dedicating both technical and community resources to its development and support to create the best possible user experience. This means, however, that users on older, unsupported skins will have style and content conflicts on individual wikis and across Wikia. While we know that customization and individuality are at the heart of every great wiki, we strongly believe that it’s important for wikis on Wikia to share a common foundation, and that all users – new or old, reader or editor – should have a consistent experience.

You will have plenty of time to adapt your wiki to the new look. We are rolling out the new version in phases, and will provide help and migration resources along the way. We’ll also be providing weekly snapshots and details on its new features – many of which will give you a deeper understanding of the new design and answer some of the specific questions that have come up in your comments!
»
 
Источник: Sannse[4]
Wikia Первая версия

Выложенный Sannse скриншот

В течение месяца на Community Central появлялись новые блоги, более подробно описывающие отдельные элементы Wikia[5][6].

28 сентября 2010 Sannse представила общественности график вывода релиза[7], в результате которого Wikia должен был полностью заменить Monaco. На следующий день группа недовольных участников во главе со Smiley12 и Airhogs’ом777 организовала на форуме Community Central акцию протеста, создав топик под названием «Anti-Wikia Alliance»[8][9] и потребовав отменить планируемый релиз, однако была проигнорирована.

С 6 октября 2010 на всех новых (созданных начиная с этого дня) вики, а также вики в портале Lifestyle Wikia начал использоваться по умолчанию, а на остальных проектах его стало возможным подключить в личных настройках. 3 ноября Wikia был установлен как основной скин на всех вики, после чего в течение ещё одной недели зарегистрированные участники могли свободно просматривать страницы в Monaco, выбрав его в настройках, а 10 ноября Monaco был полностью удалён.

WoWWiki в первой версии Wikia

WoWWiki (-en) в первой версии Wikia

Смена скина вызвала общественное недовольство и шквал критики в комментариях[10]. 22 вступивших в Anti-Wikia Alliance проекта, среди которых было 3 русских (Абсурдопедия, Вовпедия и MiningWiki), 1 финский и 20 английских, перенесли свои статьи на другие домены, совершив тем самым неофициальный переезд. Группа вкладчиков полностью покинула ФЭНДОМ, однако подавляющее большинство осталось, так или иначе приняв изменения в дизайне. Если поначалу наблюдалось в основном негативное восприятие смены, в дальнейшем трактовка описываемых событий в сообществе хостинга сильно менялась: в настоящее время нередко высказываются мнения о недостатках Monaco и нецелесообразности имевшего место в 2010 году сопротивления его удалению.

Развитие Править

Горизонтальное локальное меню Первая версия

Введённое в октябре 2011 году локальное навигационное меню

30 сентября 2011 началось тестирование нового локального навигационного меню для Wikia[11], главным нововведением которого стали заголовки третьего уровня. Уже в первой половине октября 2011 меню пополнило список расширений WikiFeatures[12], а 3 октября 2012 его ввели как дефолтное[13].

2013 год в истории ФЭНДОМА прошёл под лозунгом «Дарвин» (Darwin): разработчики запланировали серию крупномасштабных обновлений, которые должны были привести к улучшению Wikia[14]. 4 декабря 2013 состоялось первое обновление из этой серии — «Флу́ид» (англ. fluid — изменчивый): в результате него макет страницы стал динамическим, то есть начал подстраиваться под разрешение экрана пользователя. Ожидалось, что за «Флуидом» последуют и другие важные изменения, однако этого не случилось: проект «Дарвин» по неизвестным причинам свернули и вывод релизов продолжился по обычному графику.

Выпадающее меню гнм

Выпадающее глобальное навигационное меню (февраль 2015)

Самый первый из крупных постдарвиновских релизов состоялся 24 сентября 2014, когда масштабный редизайн претерпело глобальное навигационное меню[15]. Под конец 2014 года разработчики вновь задумались о капитальной переработке основного скина. К 11 декабря общественности было представлено новое оформление Venus[16]: оно тестировалось в течение нескольких месяцев, но так и не было принято.

30 января 2015 глобальное навигационное меню Wikia уменьшилось на 17 % в высоте[17], а 25 января 2016 за счёт удаления всплывающего списка самых популярных википроектов понизилась и его информационная ценность[18]. Вслед за глобальным меню изменения постигли и футер[19], который после технического обновления от 16 августа 2016 стал более объёмным и получил фиксированный серый цвет.

23 мая 2017 было переоформлено локальное навигационное меню[20]: из наполовину горизонтального оно превратилось в вертикальное, образовав с логотипом и кнопкой «Создать» единую структуру, получившую название «заголовок страницы». 7 сентября интерактивная новостная лента, прообраз которой присутствовал в Venus, сместила модуль «Также на ФЭНДОМЕ» в качестве предваряющей футер части страницы[21].

Внешний вид Править

Новостная лента

Новостная лента

Для викисреды скин Wikia является во многом революционным, предлагая целый ряд неордирнарных решений по расположению блоков:

Из перечисленных элементов только внешний вид фона, непосредственно информационной части, рельса и «Моих инструментов» по правилам ФЭНДОМА можно кастомизировать с помощью CSS и JS. Внешний вид заголовка страницы и (косвенно) раздела «Ещё из %project%» в новостной ленте редактируется в конструкторе тем, однако возможности последнего ограничены.

Пользовательские настройки Править

Theme Designer - 2

Конструктор тем

В числе преимуществ Wikia его удобонастраиваемость, которая достигается за счёт уникального инструмента «Конструктор тем», позволяющего быстро изменять:

Содержание уровней локального навигационного меню и уголка сообщества редактируется классическим способом, с помощью сообщений MediaWiki.

Дополнительные настройки Wikia вводятся с помощью CSS-стилей и JS-скриптов. За их размещение выступают сообщения MediaWiki:Wikia.js (недоступно, если на вики не подключено JS) и MediaWiki:Wikia.css соответственно, их редактирование доступно только администраторам. Однако каждый участник может ввести и свои индивидуальные настройки скина (в том числе затрагивающие запрещённые для общепроектного изменения элементы), отредактировав файлы Wikia, расположенные в его личном пространстве: их адрес — Служебная:Mypage/wikia.js и Служебная:Mypage/wikia.css для конкретной вики; w:c:c:Special:Mypage/global.js и w:c:c:Special:Mypage/global.css для всех вики.

Использование Править

В условиях скиновой монополии на ФЭНДОМА у Wikia нет никакой конкуренции: за исключением нескольких разделов Абсурдопедии, работающих на до неузнаваемости кастомизированном Uncyclopedia, эта тема оформления повсеместно подключена по умолчанию, поскольку именно под неё верстаются все обновления и расширения. Её использование почти неизбежно не только для пользователей персональных компьютеров, но и для тех, кто вносит полноценный вклад с мобильных устройств.

Напротив, за пределами ФЭНДОМА Wikia применения практически не имеет. В 2013 году украинские любители с помощью открытой базы данных воссоздали его старую версию на собственном хостинге ZeWiki[22], однако не смогли привлечь на него других участников.

Примечания Править

  1. «Прокладка пути к будущему „Викии“» (Paving the way to Wikia's future). Примечание: «Викия» — старое название ФЭНДОМА.
  2. «Следующие шаги в сторону нового скина» (Next Steps Toward a New Look)
  3. «Ваш первый взгляд на новую „Викию“» (Your First Look at the New Wikia)
  4. Дополнение Sannse к её блогу
  5. «Сник-пик нового оформления — ваша личная панель инструментов» (Sneak Peek at the New Look – Your Personal Toolbar)
  6. «Сник-пик нового оформления — темы» (Sneak Peek at the New Look – Themes)
  7. Важные обновления: введение нового оформления «Викии» (Important Updates on Wikia’s New Look)
  8. Создание топика
  9. Под Wikia в названии имелись в виду хостинг и компания. Скин до выхода в основном упоминался как New Look.
  10. Комментарии к блогу о смене скина
  11. «Расширение верхнего меню»
  12. Техническое обновление от 5 октября 2011
  13. «Обновление внешнего вида „Викии“ — 3 октября»
  14. «„Дарвин“ — следующая ступень эволюции „Викии“»
  15. «Обновление глобального навигационного меню»
  16. «Прототип нового макета страницы»
  17. «Глоб. нав. меню — обновление в феврале»
  18. «Представляем новый сайт Fandom»
  19. Техническое обновление от 16 августа 2016
  20. «Официальный релиз заголовков страниц»
  21. «Новостная лента Fan Feed — новый способ исследовать сообщества ФЭНДОМА»
  22. ZeWiki